Игровая деятельность является ведущей на протяжении нескольких лет дошкольного детства. Именно поэтому сформированность игровых навыков определяет дошкольную зрелость ребенка, следовательно, и его готовность к школьному обучению. В связи с этим родители должны уделять особое внимание детским играм.
Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания «взрослого». И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, «что было бы, если бы…».
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, «рассмотреть» их в уме.
Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
Развивающие игры в естественных условиях.
Когда вы и ваш ребенок вместе |
Вы можете сказать или спросить |
Это поможет вашему ребенку |
В ванной комнате: Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками) | Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика? | Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема.Тренировать действия пальцев, рук. Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения |
Вместе месим тесто и печем пироги | Из чего у меня получилось такое тесто? Сколько я положила яиц? Что сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто? | Понимание действий, предстоящих изменений — яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объеме, значит… Сравнивать, находить аналогии.Развивать пальчики, силу рук |
Вместе накрываем на стол, раскладываем еду. | Посчитай, сколько человек нужно накормить. Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальем суп в мелкую тарелочку? Где не будет мешать ваза с цветами? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата? | Научиться считать. Соотносить количество предметов и человек.Понимать свойства предметов и учиться правильно использовать их.
Логически мыслить, рассуждать. Понимать соотношение часть — целое. Находить рациональные способы деления |