Современные родители начинают готовить своего ребенка к приходу в детский сад задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают о детском саде. И малыш на вопрос взрослых, хочет ли он пойти в детский сад, улыбается и кивает в знак согласия.
Но когда ребенок оказывается в незнакомой обстановке, когда он видит, что мама скрылась за незнакомыми дверями, что его окружают чужие тети, а какие-то дети трогают и рассматривают его, он приходит в отчаяние, следствием которого могут стать слезы или истерика. Подобное состояние может продолжаться и день, и два, и неделю…
Бывает и по-другому. Если малышу нравится общаться со взрослыми и детьми, он легко и непринужденно прощается в первый день с мамой и, смело взяв воспитателя за руку, без колебаний входит в группу. Он полон ожиданий, но не подозревает даже, что вместо сюрпризов его ждут разочарования. Малыш хочет играть в кубики, а его одевают и ведут гулять. Он хочет спать, а его сажают за стол. Он хочет взять машинку, а ее берут другие дети… А главное — нет рядом мамы, некому пожаловаться, не у кого потребовать желаемое. И тогда уже на следующий же день ребенок вряд ли с восторгом пойдет в детский сад.
К счастью, не все дети так тяжело переживают новый этап в своей жизни. Воспитатели отмечают, что легче адаптируются к детскому саду дети из многодетных семей (так как уже усвоили, что не только они являются центром внимания взрослых); дети из коммунальных квартир (у них уже есть опыт общения с разными категориями детей и взрослых) и дети из семей, в которых ребенок является равноправным партнером по общению с мамой и папой. Но, если все же ребенок плачет при расставании с родителями по утрам, не стоит отчаиваться, так как после периода адаптации, он, скорее всего, уже не будет так расстраиваться из-за вашего ухода.
Проанализируйте, так ли переживает малыш, если в садик его приводит не мама, а папа или другой член семьи. И если с кем-то из них ребенок по утрам чувствует себя более комфортно, то, пока он не адаптируется, пусть его приводят бабушка или дедушка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго после вашего ухода ребенок еще плачет. Если вскоре после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то спокойно отправляйтесь на работу или учебу. Ваш ребенок наверняка чувствует себя отлично.
Если воспитатель сообщает вам, что ребенок плачет еще очень долго после вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от горьких переживаний: интересная книжка, яркая игрушка, завтрак или веселая игра с детьми. Тогда по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может вам ответить. Можно предложить малышу взять с собой что-либо в группу: иг¬рушку, книжку или предмет, который принадлежит маме (ленту, платок и т. д.). Постарайтесь быть спокойными и уверенными сами.
В противном случае ребенок может уловить ваше беспокойство, будет расстраиваться и плакать еще больше.
И если уж вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды и последовательны в своих поступках. Не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать вас из-за слез и капризов оставлять его дома. Ваше спокойствие, доброжелательное отношение поможет и ребенку обрести спокойствие.
Зная, что ваш малыш трудно переживает каждое утро разлуку с вами, попробуйте накануне, заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания. Например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживании по спинке и др. М. Сигал утверждает, что это поможет отвлечь ребенка от грустных мыслей, а со временем, став своеобразным ритуалом, станет радовать и ребенка, и родителей.
Попросите воспитателя обязательно заметить утром, какое красивое платье на вашей дочке. Иногда даже такой обычный прием отвлекает ребенка от грустных мыслей и переживаний и делает воспитателя более близким и понятным ребенку.
Даже если вы устали после работы, раздражены, сердиты, постарайтесь не показывать это ребенку. Как бы он ни был мал, он обязательно «прочитает» ваше со¬стояние. Пусть лучше малыш почувствует, что момент встречи с ним для вас праздник. Будьте внимательны к нему, похвалите, поцелуйте. Сходите вместе с ним в парк, на игровую площадку, даже если у вас совсем мало времени. А. И. Захаров рекомендует родителям дать ребенку возможность после детского сада побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры. А вечером дома устройте небольшой семейный праздник, например, совместное чаепитие, во время которого вы можете похвалить ребенка за проведенный день в детском садике при всех членах семьи.
Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из сада, гор¬дятся им. Скорее всего, подобная доброжелательная обстанов¬ка поможет ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада и не переживать во время прощания с вами.
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
- Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- Попросите других членов семьи отводить ребенка в детский сад.
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то предмет.
- Принесите в группу свою фотографию.
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания.
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из садика.
- Погуляйте с ребенком в парке, на детской пло¬щадке. Дайте возможность ребенку подвигаться.
- Устройте семейный праздник вечером.
- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
- Будьте терпеливы!