Справка по результатам анонимного анкетирования родителей

Опубликовано: Апрель 30, 2013

Справка по результатам анонимного анкетирования родителей в группах раннего возраста в период адаптации детей к ДОУ                                                                     (октябрь — ноябрь 2012 года)

Для профилактики дезадаптации вновь поступивших детей раннего возраста и организации взаимодействия с родителями по принципу сотрудничества  было проведено анонимное анкетирование в группах раннего возраста. В составленной анкете отражены наиболее актуальные для ДОУ вопросы: ожидания  родителей и  настрой на сотрудничество, как в период адаптации, так и далее, в  вопросах воспитания и развития детей;  представления об организации образовательного процесса в нашем учреждении.  Анализ результатов анкетирования позволил  определить проблемные зоны, скорректировать процесс организации взаимодействия всех участников образовательного процесса в группах раннего возраста.

Для удобства анализа вопросы анкеты можно разделить по направленности  на три  блока:

— Ожидания и мотивация  родителей в процессе сотрудничества с ДОУ;

— Организация взаимодействия с педагогами;

— Адаптивные меры в детском саду и дома.

К сожалению, в анкетировании приняли участие не все родители двух групп раннего возраста по нескольким причинам:  поступление  малышей в группу осуществляется в соответствии с графиком, по несколько человек. Такая организация  затягивает процесс, но обеспечивает  повышение адаптивных возможностей организма вновь поступивших воспитанников, сохранение психического здоровья,  как детей, так и педагогов.  Частая заболеваемость детей в период адаптации также не  способствовала проведению исследования  в полном объеме. Кроме того, важно учитывать, что на начальном этапе родители имеют разные представления о детских учреждениях, с осторожностью высказываются, даже в анонимном порядке.  Итак, в анкетировании  участвовала   21  семья, что составляет   57 % от общего числа.

Относительно ожиданий и мотивации родителей получены следующие ответы:

 Почему Вы обратились за помощью к детскому саду в воспитании ребенка?

—  Считают детский сад лучшей формой приобретения личного опыта  — 18 семей (86 %);

 — Некому присматривать за ребенком дома (нет няни)  – 6 семей (29 %);

—   К другим причинам родители относят: Опыт общения со сверстниками;  первый ребенок посещал это детский сад, остались довольны;  Уважаю воспитателей и доверяю им.

 Что Вас больше всего привлекает в нашем детском саду?

ScreenShot 7

  (несколько вариантов ответов):

 Что бы Вы хотели получить от пребывания ребенка в детском саду?

 Наиболее распространенные  ответы родителей:

  •  Навыки общения с детьми;
  •  Физическое и интеллектуальное развитие;
  • Помощь в гармоничном развитии ребенка;
  •  Социальный опыт;
  • Навыки самостоятельности;
  • Прогулки, игры, знания;
  • Уважение к окружающим, умение работать в команде;
  • Подготовка к школе и т.д.

Анализ ответов говорит о том, что на сегодняшний день ожидания родителей вновь поступивших детей в целом совпадают с направленностью работы педагогического коллектива и образовательной программой нашего  дошкольного учреждения. Педагогам   не отводиться лишь функция присмотра за малышами. Это  можно рассматривать, как акт доверия, как положительную оценку   детскому саду. Но, следует добавить, что основным  условием достижения поставленных целей является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом!

 Организация взаимодействия с педагогами;

Какие формы сотрудничества с педагогами детского сада  для Вас наиболее привлекательны?

ScreenShot 6

 Из результатов видно, что предпочтение по – прежнему отдается родительским собраниям и беседам. К сожалению, интернет общение посредствам сайта детского сада в настоящий момент востребовано недостаточно. Вероятно, следует подробнее обсуждать этот вопрос на собраниях и в индивидуальных беседах, поскольку  использование интернет ресурсов расширяет возможности информирования и просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей, в вопросах организации образовательной деятельности в группах и необходимой поддержки со стороны родителей.

Удовлетворены ли Вы:

ScreenShot 5

Недовольство в общении между родителями возможно, поскольку еще не все знакомы  друг с другом в начале года. Педагогам следует сделать выводы об использовании  активных форм работы с родителями для сплочения групп.

Испытываете ли Вы трудности во взаимодействии с педагогами детского сада, какие?

ScreenShot 4

Данный вопрос дублирует предыдущий. Как мы видим,  результаты совпадают,  также  свидетельствуют о  благоприятной ситуации  в общении педагогов  и родителей. Кроме того, важно понимать, что такие результаты указывают не на отсутствие проблемных ситуаций, а на своевременное и конструктивное  их решение в процессе диалога  обеих сторон.

Что может на Ваш взгляд способствовать сотрудничеству семьи и детского сада?

Наиболее распространенные  ответы родителей:

  • Открытое общение с сотрудниками д/с;
  • Работа  воспитателя с родителями;
  • Обсуждение возникших проблем;
  •  Доверительное отношение к педагогам;
  • Общение, взаимопонимание и т.д.

Адаптивные меры в детском саду и дома

Что Вас особенно беспокоит в поведении ребенка?

 Наиболее распространенные  ответы родителей:

— К вечеру устает;

— Кризис 3х лет;

 — Повышенная возбудимость;

— Нежелание идти в детский сад;

— Нет проблем;

— Стал больше вредничать и т.д.

Такие проявления в период адаптации вполне естественны для детей раннего возраста и не только. Безусловно, от родителей в это время требуется еще больше понимания и терпения по отношению к малышам.

Замечаете ли Вы положительные изменения в эмоциональном состоянии и поведении ребенка? Какие?

Наиболее распространенные  ответы родителей:

— Стал общаться с ребятами;

— Спокойнее реагирует на незнакомых людей;

— Стал играть в игрушки;

— Пока не заметили;

 — Больше говорит;

— Стал спокойнее и самостоятельнее и т.д.

Тот факт, что на фоне негативных проявлений, которые естественны в период адаптации,  родители  отмечают и положительные изменения в поведении и развитии ребенка говорит об эффективности работы педагогического коллектива по профилактике дезадаптации.

Что на Ваш взгляд способствует благополучной адаптации ребенка к ДОУ?

ScreenShot 3

Проводите ли Вы беседы с ребенком о проведенном дне в детском саду?

— Всегда интересуюсь – 13 выборов (62 %)

— Интересуюсь и планирую с ребенком следующий день – 2 выбора (10 %)

— Инициатором беседы является сам ребенок (поделиться впечатлениями) — 2 выбора (10 %)

— Не вижу в этом смысла – данный вариант ответа не выбирался родителями, что говорит об информированности семьи о необходимости  психологической поддержки через заинтересованность жизнью ребенка в детском саду.

Удается ли Вам дома соблюдать режим дня, приближенный к режиму дня в детском саду, придерживаться меню детского сада?

Большинство семей  (95 %) осознают, что требования педагогов по созданию необходимых условий дома обоснованы, понимают, как соблюдение этих условий важно для благополучия ребенка, стараются их соблюдать. Ответ – «Для меня это сложно» выбран 1 раз (5 %).

Таким образом, можно сказать, что родители достаточно просвещенны  в вопросах привыкания  ребенка к детскому саду, что является результатом, как заинтересованности самих родителей, так и работы педагогов детского сада.

В продолжение можно сказать, что результатом сотрудничества родителей и педагогического коллектива  стала успешная адаптация большинства ребят к дошкольному учреждению. В конце ноября подводятся итоги  по результатам адаптационной работы в группах раннего возраста. Данные, полученные в ноябре 2012 года представлены в таблице:

Число воспитанников в % — чел

легкая степень

средняя

степень

усложненная

степень

дезадаптация

75% — 23 чел

19% — 6 чел

6% — 2 чел

0

Представим данные в виде диаграммы:

 ScreenShot 2

Безусловно, в раннем возрасте период адаптации у всех малышей проходит по – разному, негативные проявления могут возвращаться как после болезни, так и по другим причинам, но, в целом, совместную работу педагогов и родителей по данному направлению в 2012 -2013 учебном году можно считать эффективной. Взаимодействие семьи и ДОУ организованное по принципу сотрудничества позволит и в дальнейшем создавать благоприятные условия для развития детей.

                                                               Педагог – психолог        Кулешова О.А